По последним данным, история его происхождения охватывает период в 4 тысячи лет. И, по мнению некоторых специалистов, вполне возможно, что время его появления будет еще больше. Тогыз-кумалак был самой распространенной игрой в казахской степи в прошлые века. Если верить казахским легендам, то игру тогызкумалак придумали простые пастухи. В качестве доски тогызкумалака выкапывали землю и делали специальные ямы. А для приготовления кумалаков использовали те же 162, которые сушили кумаласы овец. Игра тогызкумалак стала прекрасным развлечением для пастухов. По последним данным, такие игры, как тогыз-кумалак, раньше использовались для арифметических задач, а позже методы расчета, похоже, были забыты. Девять - доска кумалака может состоять не только из 18, но и из 14, 10. Здесь важно только то, что в начале игры в одну ячейку нельзя класть более 9 кумалаков. Это связано с тем, что числа десять и больше после девяти могут быть обозначены только в десятичной системе счисления. Например, число десять состоит из одного кумалака и пустой стаи. Тогда мы видим, что пустая операция служит нулевым знаком. Ключ к выпуску отчета в тогыз-кумалаке с 2017 года пропагандирует исследователь Бейсенбаев А. С. С помощью этого ключа для решения задачи без цифр вы можете выполнять операции сложения, вычитания, умножения и деления на любой игровой доске, похожей на девятку. Предложенные бейсенбаевым А. С. правила выпуска Беззначного отчета (на доске тогыз-кумалак также имеется название ключа к выпуску отчета) приведены ниже.
Девять-ключ от доски кумалака:
Единицы-камни (песчанки)
Сан место-отау
Знак числа-количество камней в роду
Ноль-пустая прополка
Знак дроби-соус
Знак равенства-октябрь
Знак плюса-в уме
Знак получения-в уме
Знак умножения-в уме
Знак разделения-в уме